|
Белгородский агрохолдинг "Стойленская нива" в следующем году вложит до 200 млн долларов в скупку хлебозаводов в европейской части РФ. Как считают аналитики, расширение мощностей позволит компании оптимизировать издержки и увеличить долю рынка, но в Черноземье привлекательных активов практически не осталось.
Вице-президент "Стойленской нивы" Дмитрий Древлянский заявил, что в 2010 году агрохолдинг намерен продолжить поглощение хлебозаводов в расчете на собственные средства.
По его словам, сделки будут точечными, определяющим фактором станет, в частности, размер возможного дисконта: "Отдельные предприятия оказались перекредитованы, кому-то не хватает оборотных средств. Мы анализируем рынок и выбираем наиболее эффективные возможности для развития". Определенной региональной политики у компании нет. "Мы заинтересованы в работе с областями Черноземья и на юге России. Рассматриваем возможности покупки активов в регионах, расположенных намного севернее и восточнее", – объяснил топ-менеджер.
В "Стойленскую ниву" входят 12 хлебопекарных предприятий в Белгородской, Курской, Воронежской, Смоленской, Ивановской, Саратовской, Нижегородской и Ярославской областях общей мощностью 250 тыс. т. в год. Федеральная антимонопольная служба недавно согласилась на передачу агрохолдингу полномочий управляющей компании ОАО "Пензенский хлебозавод №2" и "Пензенский хлебозавод №4". Предполагается, что в дальнейшем последует выкуп акций предприятий. Также, по словам господина Древлянского, начата процедура консолидации пакета ОАО "Саратовский хлебокомбинат имени Стружкина". Стоимость поволжских активов аналитики "Финам Менеджмента" оценивают в $30-40 млн. В "Стойленской ниве" говорят, что в 2009 году на сделки M&A потратили 1 млрд рублей (фактически те же более $30 млн по нынешнему курсу).
"В Черноземье практически нет хлебозаводов, которые были бы привлекательны для холдинга и которые ему согласились бы продать, – считает Алексей Петров, замгендиректора ООО "Инвестиционная палата" (Воронеж). – Предприятия консолидированы другими крупными игроками, которые не заинтересованы в их продаже, или устарели технологически и неинтересны. Но расширение мощностей позволит компании оптимизировать издержки и увеличить долю рынка". По его мнению, "Стойленскую ниву" интересуют заводы мощностью не менее 200 т. в сутки. Сам Дмитрий Древлянский утверждает, что для них привлекательны активы и в 30-40 т., а в целом отечественный рынок неконсолидирован (тройка лидеров имеет не более 5%).
По данным Росстата, объем продаж хлеба и хлебобулочных изделий в России в первом полугодии сократился в сопоставимых ценах на 0,7% (по итогам августа – вырос на 0,9%). Объем производства упал на 4,1% (5,4 млн т.). Рост цен оставался сравнительно умеренным: по состоянию на сентябрь он увеличился на 2,1% к уровню декабря 2008-го. В "Финаме" отмечают рост доли более маржинальной продукции – мелкоштучных и кондитерских изделий, а также сортов хлеба среднего и высокого ценовых сегментов. Коммерсантъ
|