|
Что важнее — питание или окружающая среда? Глобальный продовольственный кризис поставил Брюссель перед мучительным выбором: пойти на требование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и запретить способствующие росту цен на продовольствие субвенции производителям биобензина означало бы поставить под сомнение возможность достижения своих собственных целей по защите окружающей среды.
А цели у Евросоюза весьма амбициозные: к 2020 году ЕС намерен покрывать 20% всей потребляемой в нем энергии и 10% потребляемого автомобильного топлива за счет возобновляемых видов сырья. Еврокомиссия пока не готова поставить возможность выполнения этой задачи под сомнение, несмотря на растущие во всем мире цены на продовольствие. Однако в ходе проводившейся Handelsblatt в Берлине конференции по вопросу продовольствия заместитель руководителя аграрной комиссии ЕС Клаус-Дитер Борхардт признал, что нерешенные проблемы до сих пор существуют.
Так, Еврокомиссия не имеет возможности достоверно определить, что увеличение импорта биотоплива из таких стран, как Индонезия, происходит за счет стабильного роста, а не в ущерб производству продуктов питания и не приводит к уничтожению тропических лесов. Высокопоставленный европейский чиновник считает, что помочь справиться с этой проблемой может только сертификация, однако уже само ее проведение является проблемой, до решения которой еще далеко.
Внутри же ЕС Еврокомиссия, как и раньше, никаких проблем не видит. «В ЕС никакой борьбы за аграрные площади нет», — заявил г-н Борхардт, отметив, что поставленные задачи успешно решаются за счет отмены обязательного вывода части площадей из оборота, а также благодаря потенциалу, которым располагают Румыния и Болгария, и особенно благодаря импорту этилового спирта. Он указал, что в минувшем году на производство энергии был затрачен всего лишь 1% урожая зерновых. Именно поэтому г-н Борхардт полагает, что биоэнергетику никак нельзя считать причиной «высоких мировых цен на зерно».
ОЭСР, однако, оценивает ситуацию иначе. Директор ОЭСР по торговле и сельскому хозяйству Штефан Тангерманн указывает на то, что в мире резко возросла доля произведенного растительного масла и зерна, которая уходит на выпуск биотоплива. Так, за период 2005—2007 годы из 80 млн т дополнительно использованных зерновых (без учета риса) на производство биотоплива пошло примерно 47 млн т. Этот показатель означает рост в 103%. Еще сильнее — на 114% — выросла доля дополнительно использованного для производства биотоплива растительного масла.
Г-н Тангерманн считает, что виновны в этом значительные субвенции на развитие альтернативной энергетики Евросоюза и США, которые стали причиной роста заинтересованности многих стран в бизнесе с энергетическими растениями.
Согласно подготовленному ОЭСР прогнозу развития мирового рынка на перспективу ближайших десяти лет, в случае продолжения нынешней политики дотирования биотоплива, треть ожидаемого уровня цен на продукты питания даст именно обусловленный этим процессом объем дополнительного потребления продукции сельского хозяйства, уверен г-н Тангерманн. «Единственно правильным выводом в данной ситуации было бы прекращение промышленно развитыми странами своей дотационной политики в отношении биотоплива», — говорит Штефан Тангерманн. Что же касается энергетических растений, то с учетом высокого спроса на энергию и цен на нефть дальнейшее развитие тут следует оставить на усмотрение самого рынка. В целом же г-н Тангерманн считает, что цены на продукты питания на мировом рынке хотя и снизятся, однако до исходного уровня 90-х годов они никогда не опустятся.
|