|
Российский союз промышленников и предпринимателей подсчитал, из чего складываются цены готового хлеба от поля до прилавка.
В союзе хотят сделать их более прозрачными, найти наиболее уязвимые места и с помощью участников рынка и независимых экспертов предложить, как сбить рост цен, рассказал "РГ" источник, близкий к бюро правления РСПП.
В дальнейшем, по его словам, РСПП займется ценами и на другие социально значимые продукты, а свои предложения передаст в правительство. Сегодня в РСПП будут представлять доклад "Различные составляющие в стоимости хлеба" (этот документ есть в распоряжении "РГ").
По данным Росстата, заметим, с января по июнь этого года подорожали практически все сорта хлеба - булки из муки высшего сорта прибавили в цене больше 40 копеек, а из муки первого и второго сорта - более 20 копеек. При этом, как следует из доклада РСПП, хотя доля пшеницы в себестоимости хлеба доходит до 20 процентов, ее цена очень мало влияет на цену покупаемых в магазине калачей. А самая большая доля в себестоимости хлеба приходится на пекарни и торговлю.
Тонна продовольственной пшеницы (состоит из 80 процентов пшеницы 3 класса и 20 процентов пшеницы 4 класса) в январе-июне этого года стоила в среднем около 5,04 тысячи рублей, подсчитали эксперты. Дальше зерно везется на элеватор, и к его цене прибавляется еще 400 рублей. Примерно в такую же сумму обходится и доставка тонны зерна мукомолам. Они для производства тонны муки высшего сорта берут 1,33 тонны пшеницы и, с учетом доставки, платят за партию примерно 7,7 тысячи рублей. По данным Союза мукомольных и крупяных предприятий России, издержки мельниц составляют 1,1 тысячи рублей на тонну зерна (сюда входят затраты на электроэнергию, амортизацию оборудования, зарплату и прочее). "На выходе" с мельницы тонна муки стоит 9,795 тысячи рублей за тонну. Прибыль мукомолов при этом - 925 рублей за тонну, это примерно 10 процентов рентабельности.
Дальше муку везут на хлебозаводы, и она дорожает еще примерно на 470 рублей. А вот тонна выпеченного хлеба, по данным Росстата, стоила в этом году уже 27,946 тысячи рублей за тонну. А цена хлебной тонны в рознице была 43,3 тысячи рублей, подсчитали статистики. "Добавка" торговли к себестоимости хлеба - 15,345 тысячи рублей за тонну, говорится в исследовании.
Его авторов беспокоит больше всего как раз возможность "накруток" на хлебокомбинатах и в магазинах. В докладе говорится, что необходимо предусмотреть массовое появление социального хлеба в магазинах. При этом хлебопеки должны реагировать на снижение компонентов так же, как и остальные участники рынка. Правда, подробной раскладки, сколько именно в доле пекарей и торговли приходится на затраты, а какова собственно прибыль, в докладе нет. Между тем участники рынка утверждают, что их "маржа" невелика. И беспокоятся, что ставка на социальный хлеб приведет к тому, что булки станут совсем низкого качества.
Средняя рентабельность хлебопекарных предприятий в прошлом году была 9 процентов, а почти треть из них закончили год с убытками, беспокоится главный специалист НИИ хлебопекарной промышленности Николай Чубенко. Все остальное, по его словам, ушло в затраты. Хлебопеки сами не заинтересованы в повышении цен на хлеб - его продажи и без того падают из года в год, говорит эксперт. Представители ритейлеров тоже отрицают, что много "зарабатывают" на хлебе. Во многих регионах до сих пор действуют соглашения с администрацией о том, что наценка не может быть более 10 процентов, говорит глава Союза малых сетей России Ирина Канунникова. А некоторые магазины так просто продают так называемый социальный хлеб по закупочной цене - по 7,9 или 9 рублей, говорит она. Причем доля недорогих сортов хлеба, по словам Канунниковой, занимает почти половину.
Между тем пекарей и торговцев беспокоит качество хлеба. Многие вынуждены покупать муку из пшеницы, где больше доля зерна 4 класса, и делать "нестандартный" хлеб с низким содержанием клейковины, признает Чубенко. Он покрывается плесенью буквально на второй день, соглашается Канунникова.
Пока рецептов для выпечки доступного по цене и качественного хлеба у экспертов, судя по всему, нет. В РСПП рассчитывают, что, начав диалог с представителями всех участников рынка, его удастся найти.
PRODUCT.RU 5.8.2009 Российская газета
|