WhatsApp 
 WhatsApp 


Москва  
  +7 906 7162928
+39 334 7548522

+7 499 1437998
+7 499 1437257



Итальянское хлебопекарное, кондитерское, макаронное и упаковочное оборудование




Список категорий / Финансы и кредит

Российский рынок лизинга 2006-2007


Рост рынка лизинга оправдал самые сме­лые ожидания — за первое полугодие 2007 года лизингодатели заключили договоров лизинга на сумму, превышающую общую сумму дого­воров за весь 2006 год. Объем нового бизнеса, по данным «Эксперт РА», составил $ 16 млрд, а общий портфель лизинговых компаний — $ 33,5 млрд. К концу 2007 года объем нового бизнеса может составить около $ 35-37 млрд при сохранении таких же темпов развития (табл. 1).

«Существенный рост лизинговых сделок в последние годы объясняется дина­мичным развитием народнохозяйственного комплекса страны и острой потребностью в обновлении основных фондов. Конкурен­ция на этом рынке требует от лизинговых компаний постоянной разработки лучших предложений для клиентов, в первую очередь по стоимости и сроку лизинга. На сегодняш­ний день более 75% лизинговых сделок нашей компании имеют срок более 5 лет», — говорит генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг» А.Борисович.

Первая половина 2007 года на рынке ли­зинга была отмечена стабильным ростом рынка и отсутствием каких-либо значимых изменений в законодательстве. Наиболее за­метными событиями для участников рынка стали усиление активности банков в части кредитования лизинговых компаний, а также рекордные объемы привлечения лизингода­телями синдицированных кредитов и обли­гационных займов. Продолжилось усиление конкуренции между российскими компани­ями и компаниями с западным капиталом, в особенности после повышения ставок Euribor.

Основная доля нового бизнеса, соглас­но исследованию агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2007 года традиционно пришлась на железнодорожный и автомо­бильный транспорт, а также на авиационную и строительную технику (табл. 2). Сег­менты оборудования для пищевой индус­трии, а также упаковочного и торгового оборудования составили вместе чуть более 5% рынка (рис. 1).

Участники лизингового рынка отмечают значительное повышение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса (рис. 2). «Наибольший и постоянный спрос на лизин­говые услуги предъявляют компании средне­го бизнеса, сделки с ними составляют более половины нашего портфеля. Заметно растет заинтересованность в лизинге у малого биз­неса, это мы особенно ощутили в первом по­лугодии 2007 года. Это явное свидетельство усилий лизинговых компаний в привлечении внимания этой целевой аудитории, очень хо­роший пример взаимной заинтересованно­сти в движении навстречу друг другу финан­совых структур и бизнеса», — говорит гене­ральный директор ОАО «Лизинговая компа­ния «КамАЗ» А. Гарифуллина.

Для малого бизнеса лизинг становится подчас единственной возможностью обно­вить свои основные средства. Кроме этого, лизинг позволяет малому бизнесу экономить ресурсы за счет применения ускоренной амортизации. А для лизинговых компаний работа с малыми предприятиями становится неплохим бизнесом в условиях растущей конкуренции за корпоративного клиента.

По мнению лизинговых компаний, малый бизнес не только перспективный, но и достаточно надежный партнер — он более дисциплинирован, чем крупный, так как для него даже договоры на небольшую сумму более значимы. Кроме того, малым предприятиям не свойственны бюрократические проблемы, характерные для крупных компаний. Это значит, что с малыми предприятиями реже возникают ситуации с просрочками и неплатежами.

При выборе лизинговой компании для малого бизнеса основополагающим фактором является совмещение двух критериев — экономии денег и времени, что выражается в конкурентной стоимости услуг, максимально оперативном сроке рассмотрения заявок при минимальных требованиях к лизингополучателю. В условиях быстрорастущего рынка это требует от лизинговых компаний обеспечения территориальной близости к клиенту за счет расширения филиальной сети, а также стандартизации и расширения набора продуктов. Трудностями в работе с малым бизнесом являются низкая прозрачность хозяйственной деятельности и полная зависимость бизнеса от собственника.

Основная масса сделок с малым бизнесом заключается на срок от 1 года до 3 лет; увеличивается доля сделок, заключаемых на 5 лет и более. Это значит, что в условиях стабилизации и роста рынка постепенно снижается существовавшее нежелание лизинговых компаний и малого бизнеса заключать сделки на длительные сроки в условиях отсутствия четкой политики в отношении, малого бизнеса. На сроки договоров влияет и специфика оборудования, которое берет в лизинг малый бизнес. В основном это легковой и грузовой автотранспорт, лизинг складского оборудования и погрузчиков, оборудования для пищевой промышленности, лизинг торгового и полиграфи ческого оборудования, а также лизинг машиностроительной и дорожно-строительной техники. Акцент на перечисленных видах оборудования обусловлен специализацией предприятий малого бизнеса, использующих лизинговые механизмы для обновления и расширения основных фондов. В первую очередь это предприятия торговли, транспортные, строительные и пищевые компании, предприятия, предоставляющие бытовые услуги населению.

Прошедшие полгода не ознаменовались для рынка каким либо улучшением законодательства, регулирующего деятельность лизинговых компаний.

Вопрос возмещения НДС, вопреки ожиданиям участников рынка, так и остался нерешенным. На 1 июля 2007 года невозмещенный лизинговым компаниям НДС составил около $ 560 млн. Надежды лизингодателей на упрощение взаимоотношений с налоговой службой по поводу зачета НДС после судебного дела с «Ханса Лизинг» не оправдались. Скорее, наоборот — за прошедшие полгода со стороны ФНС лишь ужесточился контроль и увеличилось количество камеральных проверок.


Отзывы участников рынка по поводу НДС, однако, раздели­лись: некоторые лизингодатели заявили, что проблем с возмеще­нием у них нет, большинство же говорят, что произвол налого­вых органов остался на прежнем уровне и прецедент с «Ханса Ли­зинг» никак не повлиял на рынок. Такое разделение мнений позво­ляет предположить два варианта существующей на рынке ситуа­ции. Первый — участники рынка просто боятся открыть информа­цию, дабы не навлечь на себя еще пущий гнев налоговиков. Второй, более вероятный: ситуация с воз­мещением зависит сегодня уже просто от человеческого факто­ра — если налоговый инспектор «добрый», то НДС зачтут, если же «злой» — то и не надейтесь. «Нам кажется, что подпись на товар­ной накладной не похожа на под­пись на договоре...» — можно ус­лышать при отказе в возмещении НДС. По-видимому, пока не будет персональной ответственности налоговых чиновников за беспре­дел, изменений к лучшему ждать не приходится.

Между тем в апреле прошлого года была создана секция лизин­га при Комитете по финансовым рынкам и кредитным органи­зациям ТПП РФ. Данный органпризван представлять интересь лизингодателей в органах власти фокусировать ее внимание на пра новых проблемах лизинговые компаний и защищать их инте ресы, используя поддержку ТПП Возможно, еще не все надеждь лизингодателей потеряны

Источник: Журнал "Russian Food & Drinks Market Magazine"

Мнение по теме

Так как объем потребностей в финансиро­вании приобретения оборудования и транс­порта велик, лизинг в России растет бурными темпами. В первом полугодии 2007 года рос­сийский рынок установил очередной рекорд абсолютного и относительного роста. Впер­вые в истории российского лизинга компа­нии-лизингополучатели за одно только полу­годие предъявили ошеломляющий по объему спрос на лизинговые услуги. А российский лизинг опередил по объему зрелые рынки, например Швеции, Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Австралии, а также такие ин­вестиционно привлекательные рынки, как рынки Бразилии, Китая, Индии, Турции. Это дает основания полагать, что лизинг для российских компаний будет становиться все более популярным и простым способом ин­вестировать в свой бизнес. Это объясняется в первую очередь тем, что рынок вышел на ка­чественно новый этап развития, характери­зующийся значительным удлинением срока сделок, их усложнением, изменением графи­ков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию.

Говоря о лизинге с юридической точки зрения, в настоящее время мы не видим ка­ких-либо проблем как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. Для последнего это особенно важно. К счастью для отрасли, ли­зинг хорошо прописан в законодательстве, обе стороны — лизингополучатель и лизин­годатель — в сделке достаточно хорошо защи­щены. Но в то же время и в хорошо обеспе­ченной законодательно отрасли могут быть проблемы с правоприменением. Обширная арбитражная практика демонстрирует, что одинаковые ситуации по-разному трактуются судами, и это дает основания для активных действий ФНС против некоторых лизинго­дателей в вопросах, например, возмещения НДС.

Александр Михайлов, директор департамента по развитию бизнеса лизинговой компании EUROPLAN




Список категорий / Финансы и кредит

текноиталия.рф - TEKNOITALIA GROUP Ltd.  RUSSIA  Moscow © 2004-2024
При копировании материалов с сайта обратная ссылка обязательна

ООО "ТЕКНОИТАЛИЯ ГРУП"
         121351 г.Москва ул.Ивана Франко 46 стр.3 пом.3   Схема проезда
+7 499 1437998   e-mail: 

Яндекс цитирования