WhatsApp 
 WhatsApp 


Москва  
  +7 906 7162928
+39 334 7548522

+7 499 1437998
+7 499 1437257



Итальянское хлебопекарное, кондитерское, макаронное и упаковочное оборудование




07.05.16 Как это работает: сколько приносит производство пастилы

Запуск музейной фабрики по производству пастилы обошелся предпринимателям из Коломны в 19 млн руб. Зато сейчас продажа собственных сладостей и музей при производстве ежемесячно приносят им 450 тыс. руб. чистой прибыли.

Бизнес на традициях

Идея возродить производство пастилы в Коломне появилась у предпринимателя Елены Дмитриевой и музейного работника Натальи Никитиной случайно. В 2008 году они вместе работали в музее «Коломенский кремль» над проектом, посвященном уроженцу Коломны, писателю XIX века Ивану Лажечникову, и в его романе «Ледяной дом» обнаружили упоминание о коломенской пастиле. «Оказалось, что это бренд, которому без малого 300 лет», — рассказывает Дмитриева РБК. Рецепт традиционной яблочной сладости партнерам удалось отыскать в поваренной книге XVIII века: коломенцы не просто сушили протертое яблочное пюре, а взбивали его с сахаром и белком, запекали смесь в русской печи и сушили на открытом воздухе по несколько суток.

Дмитриева и Никитина решили возродить забытую кулинарную традицию, открыв музей пастилы и небольшое производство. Для этого в 2008 году на паритетных началах они зарегистрировали некоммерческое партнерство «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей». Опробовать рецепт и получить первых клиентов Дмитриева и Никитина смогли на фестивале «Ледяной дом», который музей-заповедник «Коломенский кремль» проводил в 2008 году. Дмитриева заведовала программной частью фестиваля и предложила собственный музейный проект: создать уголок пастилы, где героиня Лажечникова — дама в кокошнике — угощала всех желающих яблочным десертом в стилизованных коробочках и рассказывала о его истории. «Фестиваль совпал с чемпионатом Европы по конькобежному спорту, город был полон туристов и журналистов, наша пастильщица имела большой успех», — вспоминает Дмитриева.

Ни одна из фабрик в радиусе 100 км не согласилась выполнить небольшой заказ на изготовление пастилы, поэтому первую партию пастилы партнеры готовили на кухне. Главная проблема была в сушке: пышный пирог после выпекания осаждался и превращался в тонкий пласт. На помощь пришел муж Дмитриевой, по профессии инженер-аэродинамик: он за неделю смастерил сушилку и формы для пастилы.

Сразу после фестиваля предпринимательницы получили первый заказ от Минкультуры на изготовление 200 коробок пастилы, которые предназначались в подарок областным чиновникам. Чтобы изготовить министерский заказ, «Город-музей» арендовал «по льготной цене» кондитерский цех, которым владел отец Дмитриевой. На площади 50 кв. м уже было все необходимое оборудование, кроме сушильной печи — ее пришлось смастерить супругу. Одновременно со стартом производства партнеры запустили туристическую программу, которая сначала проходила в Коломенском краеведческом музее, а потом переехала в отдельное здание. На музейное оборудование и переезд средств НП не хватило, и «Город-музей» подал заявку на получение гранта благотворительного фонда Владимира Потанина. На выделенные 750 тыс. руб. Дмитриева и Никитина открыли в городе частный «Музей исчезнувшего вкуса».

Яблочная математика

6 т яблок перерабатывает Коломенская музейная фабрика пастилы в месяц

200 г пастилы получается из 1 кг яблок

1–7 дней занимает приготовление одной партии пастилы

154 наименования пастилы, варенья и конфет в ассортименте фабрики

200–700 руб. — стоимость упаковки коломенской пастилы (200 г) 

1350 руб. в среднем оставляет в музейной фабрике каждый посетитель

Источник: данные компании

Фабрика с экскурсиями

В 2009 году сотрудники музея нашли в архивах упоминание о том, что до революции в Коломне работала домовая фабрика пастилы купца Чуприкова. Здание фабрики сохранилось, но оказалось в аварийном состоянии и не использовалось. Дмитриева и Никитина решили перевести производство на историческое место, а администрация согласилась предоставить помещение в аренду. «Самый большой сюрприз это здание преподнесло нам, когда мы обнаружили проход в цокольный этаж — до этого мы были уверены, что помещение одноэтажное, — вспоминает Дмитриева. — Финансово мы не рассчитывали на реставрацию еще одного этажа, но зато смогли уместить и производство, и музей в одном месте». Внешнюю отделку, интерьеры дома Чуприкова и старинную русскую печь, приспособленную для сушки пастилы, восстанавливали по историческим справкам. Строительство шло не так гладко: цокольный этаж оказался на полметра ниже уровня дороги, и дождевая вода затекала в дом. Дмитриевой пришлось менять асфальт вокруг здания, устанавливать бордюры, прокладывать канализационную сеть, устраивать напорные колодцы.

Реконструкция заняла два года и обошлась в 19,3 млн руб. НП «Город-м​​узей» получило еще один грант на 1 млн руб. от фонда Владимира Потанина и беспроцентный кредит на 4,2 млн руб. от фонда Вагита Алекперова «Наше будущее». На благоустройство территории вокруг музея местные жители пожертвовали 2,1 млн руб. Остальные средства Никитина и Дмитриева, по их словам, инвестировали из собственных сбережений.

НП создавалось под музей и выставки, а для развития производства в 2010 году партнеры зарегистрировали ООО «Коломенская пастила». Компанией они и по сей день владеют вместе, хотя отношения между партнерами в 2015 году испортились.

Ссора из-за пастилы

В 2015 году между основательницами коломенского музея и фабрики пастилы произошел разлад. В октябре 2015 года НП «Город-музей», которым руководит Наталья Никитина, подало в Арбитражный суд Московской области иск к ООО «Коломенская пастила», возглавляемому Еленой Дмитриевой, об истребовании имущества. В материалах дела содержится примечательная опись спорного имущества: бутыль, набор из трех тазов, грабли антикварные, в целом свыше 40 пунктов. В январе 2016 года встречный иск с аналогичными требованиями к НП «Город-музей» подала «Коломенская пастила».

Производство пастилы разместилось в цокольном этаже (150 кв. м), а музей — на остальной территории (200 кв. м). Для запуска работы в новом месте пришлось закупить восемь печей, одну протирочную машину (перерабатывает яблоки в пюре) и 10 миксеров. Мебель скупали на блошиных рынках и у антикваров, какие-то предметы дарили местные жители, старинные механизмы делали на заказ. На эти нужды было потрачено около 3 млн руб. Рекламного бюджета у компании никогда не было: по словам Дмитриевой, раскрутку фабрике обеспечил еще первый фестиваль. «Примерно раз в месяц к нам приезжают журналисты, местные жители и турагентства тоже давно с нами знакомы, поэтому традиционная реклама особенно не нужна, — делится Елена. — Мы привлекаем к себе внимание, придумывая новые экскурсионные программы и ставя спектакли в музейном театре Pastila».

Процесс приготовления

На производственном этаже расположены три основных цеха: для переработки яблок в пюре, для выпечки пастилы, изготовления варенья и конфет. Упаковку для пастилы воссоздают по сохранившимся в архивах эскизам или заказывают внештатным дизайнерам. В фабрике-музее работают 53 человека, в числе которых 22 кондитера, управляющий производством, два экскурсовода и пять актеров. За месяц здесь изготавливается вручную около 2,5 тыс. упаковок пастилы.

Основные посетители музейной фабрики — туристические группы. Всплески посещаемости случаются во время новогодних, майских, ноябрьских праздников и школьных каникул. В месяц на фабрике бывает от 2,5 до 4 тыс. посетителей, средний чек, учитывая стоимость билета (от 300 до 500 руб.) и покупку пастилы, составляет 1350 руб. Компания сотрудничает со 134 туристическими операторами и агентствами и несколькими частными экскурсоводами Коломны, принимает школьные группы, ассоциации пенсионеров и инвалидов. Иностранцев среди посетителей пока мало — по подсчетам Дмитриевой, не больше 3%. «Коломна не вошла в состав Золотого кольца, поэтому зарубежные гости часто обходят наш город вниманием, — говорит она. — Но внутренний туризм развивается, и наша фабрика способствует этому всеми силами».

«Любой производственный объект или даже стандартный офис может стать магнитом для туристов, если у него есть своя фишка», — говорит Юлия Домрачева, представитель поискового сервиса авиабилетов Aviasales. В случае с коломенской фабрикой это необычная история возникновения проекта и готовность основателей делиться с посетителями секретами производства. «Всегда интересно заглянуть за кулисы — будь то производство пастилы или поисковой сервис, — рассуждает Домрачева. — После того как мы начали выкладывать фото своего рабочего места на Пхукете в Instagram, к нам полетели письма от клиентов с просьбой провести экскурсию».

Экономика сладости

Выручка ООО «Коломенская пастила» составляет почти 4,5 млн руб. в месяц, из которых 3,2 млн руб. приносит продажа пастилы, операционные расходы — 3,96 млн руб. Самые крупные статьи расходов компании — зарплатный фонд (1,85 млн руб.) и закупка яблок для производства (1,65 млн руб.). Для приготовления пастилы подходят всего несколько сортов яблок: антоновка, титовка, скрыжапель. Их Дмитриева закупает у российских поставщиков, в основном в Туле и Липецке, иногда в Коломне. Ягоды и другие добавки в коломенской пастиле также российского происхождения. Сейчас Дмитриева ведет переговоры с главой Коломенского района о предоставлении 10 га земли под собственный яблоневый сад, который мог бы обеспечить потребности фабрики и стать дополнительным музейным «залом» для туристов.


Помимо собственно пастилы компания производит конфеты и варенье. Всего в продуктовой линейке коломенской фабрики 154 наименования. Самые популярные — классическая пастила фабрики Чуприкова, пастила с кедровыми орешками, клюквой и брусникой. В ассортименте есть и малиновая, лимонная пастила, пастила из слив и даже пастила «Трезвость» от запоя и пьянства. «Конечно, это по большей части рекламный ход — алкогольную зависимость мы не лечим, — говорит Елена. — Этот рецепт мы отыскали в газете XIX века, где говорилось, что для решения проблемы стоит съесть пять пачек пастилы и закрепить результат шестой». В состав «Трезвости» входят хмель, мята и пряности.

Кроме стандартных затрат на оплату аренды и коммунальных расходов, в экономике фабрики есть периодические расходы на научные изыскания (52 тыс. руб. в месяц), разработку новых экскурсионных программ (115 тыс. руб.) и закупку костюмов для актеров (58 тыс. руб.). Чистая прибыль «Коломенской пастилы» составляет около 450 тыс. руб. в месяц. Такие показатели, по словам Дмитриевой, позволили окупить вложенные 19,3 млн руб. за 23 месяца.

«Любое кондитерское производство, не подразумевающее использования импортных компонентов (например, масла какао), обладает хорошей финансовой устойчивостью. Фактическая наценка кондитерских изделий собственного производства при розничной продаже может составлять 100% и более от производственной себестоимости», — говорит Илья Шуравин, управляющий партнер консалтинговой группы Rusland SP. По его словам, стоимость рабочей силы в Коломне ниже, чем в Москве, что также существенно повышает рентабельность предприятия. «Музейная программа и особый имидж фабрики дает производителю преимущество в работе с розничными покупателями. Это еще один фактор, позволяющий предприятию работать с более высокой по сравнению с другими производителями торговой наценкой», — считает Шуравин.

Долгое время коломенскую пастилу можно было купить только на фабрике, но в 2016 году компания запустила продажи через партнерский интернет-магазин и открыла в Москве салон коломенской пастилы. «У нас сформировался круг постоянных клиентов из столицы, которым неудобно каждый раз преодолевать путь в 120 км в одну сторону», — говорит Дмитриева. Сейчас она работает над созданием новой линейки для специализированных кондитерских и биомагазинов: планирует усовершенствовать технологию приготовления и за счет этого уменьшить розничную стоимость пастилы. На полках магазинов коломенский продукт должен появиться в течение полугода.

rbc.ru


текноиталия.рф - TEKNOITALIA GROUP Ltd.  RUSSIA  Moscow © 2004-2024
При копировании материалов с сайта обратная ссылка обязательна

ООО "ТЕКНОИТАЛИЯ ГРУП"
         121351 г.Москва ул.Ивана Франко 46 стр.3 пом.3   Схема проезда
+7 499 1437998   e-mail: 

Яндекс цитирования